Немного истории родного края...

15.03.2017

Немного истории родного края...

«Кёнигсберг в деталях»: специальный проект Калининград.Ru. Фридрихсбургские ворота (фото, видео)

«Кёнигсберг в деталях»: специальный проект Калининград.Ru. Фридрихсбургские ворота (фото, видео)
Фото: Кирилл Новиков, Калининград.Ru

Начав с ворот, мы уже познакомили вас, уважаемые читатели, с Аусфальскими и Железнодорожными. Продолжая двигаться по условному кругу Вторых вальных укреплений влево, против часовой стрелки, мы переходим к Фридрихсбургским воротам. Они находятся на улице Портовой.

Но для начала ― ещё несколько слов об общих архитектурных принципах кёнигсбергских ворот.

«За исключением Аусфальских и Железнодорожных, которые в соответствии со своими функциями были сконструированы как простые проходы, все остальные ворота имели схожие проекты, предполагающие один или два проёма и казематы. С внешней стороны проходил мост через водный ров. Фасады были оформлены в историзированном неоготическом стиле, индивидуальном для каждых ворот.

В то время как с внешней стороны фасады были оформлены достаточно просто, с городской стороны создавались настоящие репрезентативные фасады, которые были украшены различными декоративными элементами и скульптурными работами в готическом стиле. Основную смысловую нагрузку, как правило, несла центральная часть над проёмами за счёт различных надстроек и башен», ― пишет доктор Детлеф Нойхаус, член немецкого «Общества друзей Канта».

Фридрихсбургские ворота состоят из одного портала в виде арки с двустворчатыми деревянными дверьми и казематами по бокам. По обеим сторонам портала расположены четыре круглые башни. Ворота украшены декоративными зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами. Непосредственно над аркой располагается надпись на немецком «Форт Фридрихсбург», а выше ― герб с прусским орлом, символом монаршей власти в Пруссии.

Дух Петра I и Иммануила Канта

Фридрихсбургские ворота — единственные негородские ворота: они вели не в Кёнигсберг, а в одноимённую крепость, построенную в середине XVII века. На территории этого сооружения в разное время находились комендатура, казармы, гауптвахты для солдат и офицеров, а также тюрьма, церковь и даже пивоварня. Во внутренних помещениях было достаточноalt места для размещения постоянного гарнизона из 150 человек. В составе Первых вальных укреплений Кёнигсберга крепость выполняла функцию цитадели.

Четырём бастионам сооружения присвоили имена Изумруд, Жемчуг, Рубин и Алмаз. Первые три камня символизировали три средневековых города ― Кнайпхоф, Лёбенихт и Альтштадт соответственно, так как цвета камней совпадали с основными цветами гербов городов, из которых впоследствии вырос Кёнигсберг. Алмаз же соответствовал Кёнигсбергскому замку как символ монархической власти.

Крепость Фридрихсбург славится тем, что в 1697 году в ней проходил артиллерийскую науку Пётр I. Царь прибыл в Кёнигсберг под именем урядника Петра Михайлова в составе Великого русского посольства, целью которого было в том числе знакомство с жизнью и нравами Европы. Вернувшись в Россию, Пётр I издал приказ построить на острове Котлин несколько крепостей по образцу Фридрихсбурга.

Примечательно и то, что по дамбе, огибавшей юго-восточную часть рва крепости, ежедневно проходил немецкий философ Иммануил Кант во время своих вечерних прогулок. В память об этом одна из близлежащих улиц Кёнигсберга носила название Философской дамбы.

Вместо крепости ― форт, вместо дерева ― кирпич

В 1852-1858 годах крепость Фридрихсбург была реконструирована в одноимённый форт, который вошёл в состав Вторых вальных укреплений Кёнигсберга. В это же время на месте старых деревянных ворот по проекту архитектора Фридриха Штюлера начали возводить кирпичные.

Но к началу XX века Второй оборонительный вал пришёл в запущенное состояние и утратил своё главное назначение ― защиту жителей. Поэтому в 1910 году некоторые оборонительные сооружения исключили из фортификационной системы города. Форт Фридрихсбург оказался в их числе и был передан Германской имперской железной дороге за компенсацию в размере 8,5 млн марок.

С этого времени начинаются «мытарства» Фридрихсбургских ворот. Сначала территорию продали под строительство грузового вокзала, и к 1916 году основную часть сооружений форта разобрали. На этом месте проложили вспомогательные железнодорожные пути, а оставшиеся от былой роскоши ворота стали использовать как офис грузовой станции Имперской железной дороги.

Во время штурма Кёнигсберга в апреле 1945 года Фридрихсбургские ворота получили многочисленные повреждения. В послевоенное время в них располагалась военная типография, потом ― автомастерская. В течение долгого времени объект занимали различные частные структуры.

Новая жизнь

Памятником архитектуры Фридрихсбургские ворота признали в 1960 году, а статус объекта культурного наследия федерального значения они получили в 2002 году. Спустя пять лет, в 2007 году, в аварийном altсостоянии ворота передали Музею Мирового океана, и до мая 2011 года здесь велась реконструкция. Над восстановлением практически на четверть разрушенного сооружения работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда.

Сегодня оба каземата ворот используются в качестве выставочных залов, в первом из которых представлена история судостроения допетровского периода, а во втором ― петровского. Часть экспонатов ― кораблей ― находится в специальных выступах. Они стоят на специальных подставках под колоколами и выделяются красивой подсветкой зелёного, красного и синего цветов. Посетители имеют возможность не только осмотреть экспонаты, но и познакомиться с историей судостроения по фильмам, демонстрируемым в выставочных залах. В рамках экспозиции петровского периода любой желающий может рассмотреть лучшие достижения судостроения в формате 3D. Для этого нужно раскрыть специальную книгу: висящая сверху веб-камера считывает со страниц QR-код и воспроизводит изображение корабля на специальном экране. В самой книге можно также найти историю и описание судов.

Помимо ворот выставочные залы есть в открывшемся в прошлом году «Лодейном дворе», который располагается на территории ворот. Здесь представлены различные образцы национальных лодок и находки подводной археологии.

По данным администрации музея, в прошлом году Фридрихсбургские ворота посетило 7 400 человек, в этом году за период с января по октябрь, ― 6 800. Выручка в 2012 году составила около 1 млн рублей.

Как выглядит этот исторический объект сегодня, смотрите в фоторепортаже Калининград.Ru.


Как добраться? ― Ворота расположены по адресу г. Калининград, ул. Портовая, 39. Чтобы добраться до объекта на общественном транспорте, необходимо выбрать маршрут в направлении Южного вокзала и выйти на остановке «Дом культуры моряков», после чего вернуться к эстакадному мосту и свернуть налево. Далее следовать по ул. Портовой до металлического ограждения с табличкой «Фридрихсбургские ворота».

Музейные комплексы работают со среды по воскресенье, с 10.00 до 18.00.

Источник: Калининград.ru


← Назад к списку новостей

Загрузка...